Заявления Лукашенко о развитии белорусско-российского сотрудничества и продвижении Союзного государства показывают новый формат политики Минска. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал профессор РУДН, политолог Юрий Почта.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил об эффективном совместном развитии с Россией на Форуме регионов двух стран.
«Сегодняшний саммит важен для Союзного государства как продолжение диалога, который мы с президентом РФ Владимиром Путиным начали во время встречи в Сочи в сентябре текущего года. Это еще один важный шаг к укреплению добрососедства и развитию сотрудничества между нашими братскими народами», – сказал Лукашенко.
В то же время посол Белоруссии в РФ Владимир Семашко заявил, что Москва и Минск возобновили работу по интеграционным дорожным картам в рамках Союзного государства.
«Это уже не является секретом, первый вице-премьер РБ Николай Снопков был в Москве на прошлой неделе, где встречался с вице-премьером РФ Алексеем Оверчуком, с которым они обсуждали алгоритм действий и так далее», – уточнил дипломат и добавил, что из 30 планов 28 уже согласованы.
«За последние два месяца Лукашенко кардинально пересмотрел свои взгляды на политику и будущее Белоруссии, – отмечает Почта. – В первую очередь, он явно осознал: его лавирование между Россией и Западом больше не работает. Белорусский лидер попытался сблизиться с США и Евросоюзом, но в ответ ему тут же навязали западные стандарты. Лукашенко в них просто не вписывается, и в результате лидеры стран ЕС уже требуют его отставки.
Все события после августовских выборов в Белоруссии стали наглядной демонстрацией того, что если у Запада появится хоть малейший шанс оторвать Республику Беларусь от России, то его непременно используют. По сути, у Белоруссии не остается выбора: либо страна идет по украинскому сценарию, либо продвигает интеграционные процессы с Россией. Второй вариант дает государству шансы на будущее, первый – их не оставляет».
Союзное государство нуждается в перезагрузке
Идея создать совместное пространство РФ и Белоруссии принадлежала как раз Лукашенко и впервые заявлена еще в 1990-х. Обсуждения дошли до создания единых наднациональных органов управления, однако к началу «нулевых» инициатива угасла – Россия пережила дефолт и спешно выстраивала собственную экономику, додавливая очаги терроризма. Лукашенко в это время поддерживал дружеские отношения, получая российские дотации, кредиты и льготные цены на энергоносители.
Об образовании Союзного государства Москва и Минск вновь заговорили после 2010-го, когда Россия начала объединительные процессы в рамках Таможенного союза, а потом и Евразийского экономического альянса. Сближение двух стран подразумевает сохранение суверенитета и максимальное усиление экономического сотрудничества: создание общих регулирующих комиссий и единых регуляторных правил, снятие торговых барьеров, утверждение единого визового пространства и множество других шагов.
«Создание Союзного государства – шаг серьезный и ответственный. Это конкретные мероприятия в рамках давно разработанных дорожных карт и направлений сотрудничества. В данном случае выбор у Белоруссии довольно прост. Страна пытается декларировать собственный путь развития и становится на путь Украины образца 2014 года. Может быть, не в столь жесткой форме и с меньшим ущербом для страны, но дорога точно та же.
Украинский путь подразумевает множество обещаний со стороны Запада, однако никто не гарантирует развития сельского хозяйства, промышленности в государстве. Подразумевается подчинение страны экономической системе Европы и США. Причем эта зависимость не просто кабальная, она грабительская. С Россией у Белоруссии остается масштабный рынок сбыта и все шансы на развитие сельского хозяйства, машиностроения и других отраслей экономики. И это за последние два месяца стало для Минска очевидно», – подчеркивает Почта.
Запад постарается уничтожить Белоруссию
Интеграция в Союзное государство подразумевает, что две страны поэтапно станут единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством. Предполагается создание единого энергетического и товарного рынков, то есть снятие любых барьеров для торговли. Финансы в рамках альянса призвана контролировать общая Счетная палата, куда войдут аудиторы от РФ и Белоруссии.
Следить за развитием Союзного государства станет Совет министров, где на паритетной основе будет обеспечено присутствие обеих стран. В проекте 1990-х предполагались унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта. Но впоследствии Лукашенко и Путин пришли к выводу, что основной упор в рамках интеграции будет сделан на экономические процессы.
«В сложившейся сегодня ситуации абсолютно ясно: избежать украинского сценария при отрыве от России белорусам просто не удастся. Сейчас в мире права человека стали политическим инструментом, с помощью которого отдельным странам вменяются претензии и наказания, организуются „Майданы“ и перевороты. Ничего общего с истинным соблюдением прав человека все это давно не имеет.
Как только Белоруссия ослабит себя отрывом от РФ, ее дни в качестве стабильного государства будут сочтены. Запад на примере Украины и Прибалтики уже показал, что в захваченных странах быстро уничтожается промышленность, а с нею – экономическая самостоятельность. Потом задействуется целый набор планов по кредитованию страны, что вгоняет ее в безнадежные долги за считанные годы. Параллельно государство лишается остатков суверенитета.
Подавляющее большинство заводов, фабрик и сельхозпроизводств Белоруссии рассчитаны на продажу продукции в Россию. Европе все это просто не нужно. И если сейчас Минск все же встал на путь интеграции, это единственно верное решение. Главное, чтобы не оказалось слишком поздно – возможно, начинать стоило 10-15 лет назад, тогда сейчас единая экономика уже была бы самостоятельной и сильной», – заключает Юрий Почта.
Автор:
Максим Бут
Источник:rueconomics.ru